ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ ЛЕСУ
Задевая вершинами солнце,
Басовитыми струнами в лад
Надо мной корабельные сосны
Высоко неумолчно гудят.
В них я весь растворился и канул,
И душа ни о чем не болит.
И звучанье лесного органа
Мою душу волшебно целит.
То ль под ветром ветвей переборы
В вышине, где сомкнулись стволы.
То ли это могучее море
Закипевшие катит валы.
Обращусь в ликование света,
Отметая сует суету.
И, как сосны, почую бессмертье,
И, как сосны, пойму высоту.
И достигнув распахнутой сини,
Каждой клеткой почувствую сам
Вековое величье России
По её корабельным лесам.
Анатолий Гребнев «В корабельной роще»
Кого не привлекает лес! Он прекрасен во все времена года, в любое время суток, при любой погоде. И каждый человек, побывав в лесу оказывается во власти его чарующей красоты и необыкновенной щедрости.
Но красота и щедрость леса во многом зависит от самих людей и, в первую очередь, от кропотливого труда тех, чьим призванием стало беззаветное служение лесу- от профессиональных лесоводов.
Именно таким человеком, без преувеличения «волшебником русского леса», вся жизнь которого была посвящена Вятскому лесу ,его сохранению и преумножению, является наш земляк заслуженный лесовод РСФСР, участник Великой Отечественной войны Владимир Петрович Рябинин, которому 27 июля 2017 года исполнилось бы 110 лет. В настоящее время в Советске, да и не только, еще многие помнят этого замечательного человека и истинного лесовода.
За свою жизнь Владимиру Петровичу пришлось испытать множество трудностей и испытаний, но они не сломили, а закалили его. Вот что он писал в своей автобиографии.
«Родился я 27 июля 1907 года в деревне Смоленцево Кукарской волости Яранского уезда Вятской губернии. Родители мои были крестьяне. Папа-Петр Николаевич и мама- Степанида Филипьевна. К великому горю семьи мама умерла от болезни, когда мне было от роду шесть месяцев .На руках у отца остались трое малолетних детей. Отец мой тоже уже не отличался крепким здоровьем, семье нужна была крепкая хозяйка и он вновь женился. Эту женщину, вторую жену отца, звали Анна Александровна Соломина, она жила в доме по соседству с нами. И она сумела заменить мне родную маму. Считаю, что только благодаря ей я сумел выжить. Родители мои были хоть и крестьяне, но люди образованные.Петр Николаевич окончил Кукарское двуклассное мужское училище, а Анна Александровна с отличием Кукарское земское (открытое на правах частных учебных заведений) женское двуклассное училище и они очень хотели, чтобы я также получил хорошее образование. Жили мы достаточно трудно, ведь время-то было какое.
В 1914 году началась Первая мировая война, а затем в 1917 году сначала Февральская,а затем Октябрьская революции и последовавшая за ними Гражданская война. Конечно, и Первая мировая и Гражданская войны не затронули нащу семью напрямую, но косвенно мы все чувствовали ,что жить становится все труднее и труднее. Нужно было работать и работать в своем хозяйстве, чтобы произвести сельхозпродукцию для продажи и свести концы с концами.
В 1924 году я окончил школу 2-й ступени в г.Советске и ввиду тяжёлого семейного положения не смог дальше продолжать учёбу, а стал работать в крестьянском хозяйстве.
Поворотную роль в моей судьбе сыграл комсомол. Ещё в период учебы в школе в 1924 году вступил в Российский Коммунистический союз молодёжи и был активным членом этой организации в Советске. В 1925 году комсомол командировал меня учиться в Суводский лесной техникум. И вот благодаря учебе в техникуме и его замечательным преподавателям я из простого крестьянского парня превратился в человека беззаветно преданного нашему русскому лесу и сформировался как профессионал- лесовод. Этого могло и не произойти ,если бы не тогдашний директор техникума Печёнкин Виктор Петрович. Если бы не его исключительная забота и внимание ко мне,если бы не отзывчивость и внимание всех преподавателей, я бы покинул техникум в начале учебы, так как в конце 1925 года у меня умер отец. Осталась семья из семи человек и из них я был старший из мужчин. Но руководство техникума и его преподаватели (Плёнкин Василий Семёнович, Переляев Сергей Порфирьевич, Игель Альфред Эрнестович, Кнорр Алексей Павлович и другие) сумели морально и материально поддержать меня, удержали в техникуме и я успешно его закончил в 1928 году. И вся моя дальнейшая жизнь (с некоторыми перерывами, связанными с неизбежно возникавшими периодами военной службы) неразрывно связана с лесом.
По окончании техникума работал сначала в Суводском учебно-опытном лесничестве лесокультурным надзирателем (мастером по лесным культурам),а с декабря 1929 года помощником лесничего в Кильмезском районе Кировской области, затем в 1929-1930 гг. служил в Рабочее-Крестьянской Красной Армии и демобилизован в запас в должности командира взвода. С октября 1930 года по октябрь 1936 года работал помощником лесничего в Суводском лесничестве,лесотехником и начальником лесохозяйственного сектора Советского леспромхоза. В октябре 1936 года был назначен директором вновь созданного Советского лесхоза,который был организован на базе упразднённого леспромхоза.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война и буквально на третий день войны я был призван в ряды Красной Армии, и воевал на её фронтах два года.Летом 1943 года был тяжело ранен в ногу во время выполнения боевого задания по разведке немецких минных полей .В прифронтовом госпитале, куда меня истекающего кровью на плащ-палатке донесли мои боевые товарищи, встал вопрос об ампутации ноги и уже была назначена операция. Спас меня, как ни странно это звучит, налёт вражеской авиации. В суматохе налёта раненых стали быстро грузить на машины, чтобы скорее отправить в тыл .Вместо операционного стола попал под погрузку и я. В тыловом госпитале об ампутации ноги вопрос уже не стоял, но ранение было очень серьезное (осколком мины была раздроблена кость) и целый год (до середины 1944 года) мне пришлось провести на лечении в госпиталях. В связи с налетом немецкой авиации на фронтовой госпиталь, и такой экстренной эвакуацией раненых в тыл, меня кто-то посчитал погибшим при бомбежке. Пока разобрались в тыловом госпитале и получили на меня необходимые документы командир части уже успел отправить на меня « похоронку» родным по месту жительства в Советск.Я об этом, конечно, ничего не знал и смог написать письмо домой о своем самочувствии лишь спустя какое-то время.Радость родных было не передать словами, ведь они меня уже давно похоронили.
В июне 1944 года был демобилизован из армии как негодный к военной службе по инвалидности и вернулся в Советск. .Несмотря на больную ногу я пожелал работать и был вновь назначен директором Советского лесхоза в ноябре 1944 года. В должности директора этого лесхоза я бессменно работал до выхода на пенсию на протяжении 29 лет до апреля 1973 года.В последующие 13 лет, уже будучи пенсионером, я был руководителем районного отделения общества охраны природы.»
Скупые строки биографии , а сколько за ними стоит ежедневных жизненных событий.
Первые гектары леса Володя Рябинин посадил будучи еще студентом лесного техникума ,а осенью 1929 года уже молодым специалистом в должности лесокультурного надзирателя Суводского учебно-опытного лесничества, в самый канун ухода в Красную Армию, с лесной охраной и студентами посадил 22 гектара сосны. Причём один из участков посадки был у самой усадьбы техникума ( эти посадки частично здравствуют и поныне в районе улицы Плясунова). Сейчас этим посадкам уже 90 лет. Шумят почти вековые сосны на территории поселка Лесотехникум, радуют своим видом местных жителей
Сколько гектаров леса за свою жизнь посажено лично Владимиром Петровичем и под его непосредственным руководством точно не подсчитать. Сначала это были десятки гектаров, затем сотни, тысячи, десятки тысяч. Только за время его работы в должности директора Советского лесхоза на закреплённой за лесхозом территории было посажено более 15 тысяч гектаров ценных лесных культур. При этом лесом были засажены не только все вырубки и пустыри, имевшиеся на территории лесхоза, но и расширены лесные угодья более чем на две тысячи гектаров.
А сколько других видов работ, связанных с сохранением и преумножением лесного богатства, было выполнено в Советском лесхозе. В 1936 году хозяйству достались истреблённые варварскими вырубками леса,пустыри, гари, погубленные лесными вредителями участки леса. Все годы под руководством Владимира Петровича коллектив лесхоза боролся за разумное, основанное на современном научном уровне хозяйствование в лесах. Запущенность лесных массивов была настолько велика, что для наведения надлежащего порядка потребовались десятилетия. В первые годы своего существования почти все работы в лесхозе велись вручную,но со временем шло его оснащение современными тракторами, автомобилями, различными механизмами и орудиями,что позволило механизировать работы в лесу и в питомниках.За время руководства лесхозом Владимиром Петровичем уход за лесом проведен на площади более 40 тысяч гектаров. Постоянно проводились профилактические и активные меры борьбы с вредными насекомыми и болезнями леса, а также по охране лесов от пожаров. Была создана сеть противопожарных разрывов, наблюдательных пунктов, что позволяло своевременно обнаруживать и тушить лесные пожары. Систематически велась заготовка лесных семян. Их в общей сложности было заготовлено более 42 тонн. Для получения семян из шишек на берегу реки Кукарка напротив Смоленцевского ключа была построена шишкосущилка (сейчас в этом месте шумит ветвями прекрасная березовая роща, являющаяся живым памятником бывшим работникам щищкосущилки, создавшим эти насаждения).Созданная сеть лесных питомников в лесхозе составляла 20 гектаров. Был создан центральный механизированный питомник площадью 16 гектаров в районе д.Русская Курья. Ежегодно в питомниках выращивалось свыше 10 миллионов сеянцев и саженцев, что позволяло не только покрывать свои потребности, но и обеспечивать другие лесхозы высококачественным посадочным материалом. На базе этого питомника был разработан новая технология выращивания сеянцев, позволявшая повысить грунтовую всхожесть семян, улучшить качество сеянцев и на 30 процентов увеличить их выход с единицы площади. В питомнике выращивался также крупномерный посадочный материал, который ежегодно использовался для озеленения улиц города Советска и других населенных пунктов Советского района. В лесхозе активно работал цех так называемого «ширпотреба».Он выпускал нужную для населения продукцию: различные виды пиломатериала. штукатурную дранку, сани, смолу, скипидар, деготь, древесный уголь, бочки, мётлы, хвойную муку. Лесхоз вёл активное строительство. Было построено 25 жилых домов на 60 квартир, четыре служебных здания, клуб, детские ясли, два лесопильных цеха, две бондарные мастерские, четыре склада, две шишкосушилки, два гаража, пять бань, отремонтировано много жилых и производственных помещений.
Производственные достижения лесхоза и его руководителя были отмечены многими наградами. Лесхоз и его директор 7 раз были участниками Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве и награждены семью дипломами и четырьмя медалями. Лесхоз награждался переходящим Красным знаменем Министерства лесного хозяйства РСФСР, Кировского управления лесного хозяйства, Советского райкома КПСС и райисполкома, неоднократно занимал вторые и третьи места во Всероссийском социалистическом соревновании лесхозов.
Владимиру Петровичу постановлением Совета Министров РСФСР за большой вклад в развитие лесного хозяйства страны в 1963 году было присвоено почетное звание «Заслуженный лесовод РСФСР».
Не многие знают,что была у Владимира Петровича юношеская мечта, претворения которой в реальность он добивался большую часть жизни.Ещё во время учебы в лесном техникуме Володя познакомился с научными трудами теоретика полезащитного лесоразведения В.В. Докучаева. И своей лесоводственной сверхзадечей в жизни он определил внедрение в практику лесного хозяйства Кировской области идей полезащитного лесоразведения.Решению этой лесоводственной сверхзадачи были посвящены все годы его работы в Советском лесхозе.Владимир Петрович Рябинин по праву является основоположником и первопроходцем полезащитного лесоразведения в Кировской области.
Дело в том, что защитному лесоразведению в Кировской области никогда не уделялось должного внимания в связи с высоким общим уровнем лесистости территории. В лучшем случае защитные лесные насаждения создавались в виде придорожных лесных полос.Однако,Владимир Петрович обоснованно считал,что малолесные районы юга Кировской области, обладающие низким уровнем лесистости, нуждаются в дополнительном облесении и на их территории (по аналогии с лесостепными районами страны) на землях сельскохозяйственного назначения необходимо также создавать полезащитные и приовражно- прибалочные лесные полосы, которые изменят природный ландшафт территории и микроклимат,снизят течение процессов ветровой и водной эрозии почв,положительно повлияют на увеличение урожайности сельскохозяйственных культур. Возможность и необходимость полезащитного лесоразведения в Кировской области он решил доказать успешным опытом работы Советского лесхоза в хозяйствах Советского и Пижанского районов.
Посадка защитных лесных насаждений на сельскохозяйственных землях в утвержденных вышестоящим руководством производственно-финансовых планах Советского лесхоза не значилась и, соответственно, не входила в обязанности руководителя. Поэтому все работы по защитному лесоразведению могли вестись лишь при условии безусловного выполнении основных плановых работ лесхоза. И в случае невыполнения плановых работ увольнение с должности было бы для директора ещё мягким наказанием. Всё, что настойчиво и последовательно сделано было Владимиром Петровичем на протяжении долгих 35 лет в хозяйствах Советского и Пижанского районов по защитному лесоразведению, было сделано с преодолением многих трудностей, в том числе и непонимания важности этого дела со стороны руководящих и партийных работников районного и областного уровней. Зачем делать то,что в сверху не определено,зачем создавать себе трудности и искать неприятности на свою голову,ведь Кировская область никогда не входила ни в одно постановление партии и правительства СССР по созданию защитных лесных насаждений (в отличие от соседней Марийской АССР)?Ответ на этот вопрос прост-только истинный лесовод способен на преодоление любых трудностей во имя достижения поставленной цели.А цель у Владимира Петровича была серьезная-преобразовать природу малолесных территорий Советского и, в особенности, Пижанского районов и полученный опыт распространить на другие южные районы Кировской области. Сколько было встреч с руководителями и главными агрономами сельхохозяйств по вопросу создания лесных защитных насаждений на территории их хозяйств теперь уже не скажет никто.Но постепенно удалось Владимиру Петровичу убедить многих председателей колхозов и директоров совхозов в нужности лесных полос,привлечь на свою сторону руководство районов в лице партийных секретарей и председателей райисполкомов (в Советском районе большую поддержку ему оказал первый секретарь райкома партии Якубенко Пётр Евсеевич и председатель райисполкома Шестаков Василий Владимирович, а затем сменивший его Шарин Григорий Петрович). Благодаря их поддержке Владимир Петрович сумел убедить также и областное руководство в необходимости проведения работ по защитному лесоразведению и добиться создания в структуре Советского лесхоза нового лесничества- Пижанского, основной задачей которого и стало лесовосстановление и лесоразведение на территории Пижанского района.
Значительные работы по защитному лесоразведению,в том числе по созданию полезащитных лесных полос, были проведены в колхозе имени 17 партсъезда (председатель -Крылатых Геннадий Анатольевич) Советского района,совхозах «Пижанский» (директор-Князев Михаил Иванович), «Ижевский» (директор-Мациевский А.И.), колхозах «Земледелец» (председатель Лоптев П.Н.) и «Ленинец» (председатель Сысоев С.М.) Пижанского района.
Всего за период с 1937 по 1973 год Советским лесхозом было создано защитных лесных насаждений (полезащитных, овражно-балочных,придорожных) на землях колхозов и совхозов около 1800 гектаров,в том числе полезащитных лесных полос порядка 250 гектаров.За счет создания этих насаждений лесистость территории удалось повысить на 2%.
Признанием заслуг Владимира Петровича Рябинина в деле защитного лесоразведения является его участие во Всесоюзном совещании по полезащитному лесоразведению в Волгограде в мае 1967 года, на которое были приглашены ведущие ученые и лесоводы- практики страны для обсуждения выполнения задач определённых постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О неотложных мерах по защите почв от ветровой и водной эрозии».
Шумят леса, посаженные когда-то Владимиром Петровичем. Наполняются весной птичьим щебетом. Осенью веет с опушек крепким грибным духом. А как прекрасны эти леса после летнего ливня. А зимой тихо. Бело.Безмолвно стоят деревья. Ради такой красоты стоило всю жизнь работать лесоводом. 30 лет уже нет с нами Владимира Петровича, а леса растут и подрастают, и ещё долго будут служить и приносить добро людям. Последнее его детище-это посадки на склоне у Смоленцевского ключа.Когда-то на этой горке росло только два дерева:ель,да старая береза,а сейчас шумит ветвями в память о Владимире Петровиче прекрасная берёзовая роща. И только приходится очень сожалеть,что не поддержали городские власти в свое время намерение Владимира Петровича полностью озеленить берега реки Кукарки в черте города Советска. Можно только представить, как бы они были красивы сейчас.
Владимир Петрович Рябинин оставил после себя не только тысячи деревьев. Он заронил в души людей любовь к русскому лесу,оставил после себя многим последующим поколениям богатое наследство- красоту «зеленого друга».
Александр Реус, кандидат сельскохозяйственных
наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования РФ,
внук В.П. Рябинина.
|